• !DSC_9473a2.jpg
  • 9.jpg
  • DSC_4771.JPG
  • DSC_4798.JPG
  • DSC_4807.JPG
  • image.jpg
  • IMG_3284_cr.jpg

 Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей (World Consumer Rights Day), проведение которого решением ООН приурочено к годовщине выступления президента США Джона Ф. Кеннеди в Конгрессе в 1962 году.

Тогда в выступлении президента были сформулированы четыре основных права потребителя:

— право на безопасность,
— право на информацию,
— право на выбор и
— право быть услышанным.

Позднее к ним добавились еще четыре:
— право на возмещение ущерба,
— право на потребительское образование,
— право на удовлетворение базовых потребностей и
— право на здоровую окружающую среду.

Впервые День был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей, и с тех пор проводится ежегодно. Причём мероприятия Дня каждый год посвящены определённой теме, которая определяется Всемирной организацией союзов потребителей.

Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International, CI) — это независимая некоммерческая организация, которая ведет свою историю с 1961 года и объединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран. Она защищает интересы потребителей всего мира, способствует развитию общественного потребительского движения и системы защиты прав потребителей в целом. Представляет интересы потребителей в ЮНЕСКО, структурах ООН, в ряде других международных организаций экономической и социальной направленности, а также оказывает помощь своим членам в обучении специалистов, обеспечении информации в области защиты прав потребителей.

В России День защиты прав потребителей получил признание после принятия Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года.

В Законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственная и общественная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.

Основным защитником прав потребителей в России является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), созданный в декабре 1990 года. В настоящее время СПРФ объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений — большинство всех реально работающих в России организаций по защите прав потребителей. За эти годы более миллиона обратившихся в СПРФ граждан, чьи потребительские права были нарушены, получили квалифицированную юридическую помощь.

Также в последние годы в мероприятиях, посвященных Дню защиты прав потребителей, участвуют и региональные Управления Роспотребнадзора РФ. Уже традиционно во многих российских городах специалистами данного органа проводятся «горячие линии» и пресс-конференции по вопросам защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В текущем году девизом Международной организации союзов потребителей Consumers International (CI) стал Sustainable Consumer — «рациональный потребитель».

Согласно CI, доминирующая экономическая модель современного общества основана на отождествлении социально-экономического развития с непрерывным ростом потребления, а значит, и производства материальных благ. В основном это происходит за счет использования невозобновляемых природных ресурсов. Такая модель уже не только недостаточно способствует прогрессу в решении проблем нищеты, голода, неравенства, плохого здравоохранения и недостатка жилья, но и создает новые общемировые проблемы изменения климата и загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления.

Потребители могут сыграть важную роль в изменении этой модели, если будут избегать чрезмерного потребления и предпочитать продукцию циркулярной экономики, в которой отходы не выбрасываются из системы, а повторно используются и регенерируются.

///+

«Рациональное потребление» подразумевает экономное использование природных ресурсов в рамках удовлетворения только лишь необходимых потребностей. Осознанность выбора должна найти свое отражение в поступках человека.

Потребителю важно приобретать товар, услуги не только планируя свой бюджет, но и оценивая целесообразность, необходимость и последующие последствия потребления конкретной вещи, результата услуг, в том числе, оценивая безопасность пользования.

«Рациональный потребитель» - человек, заботящийся о своем здоровье, об экологической безопасности товаров (услуг), о благополучии человечества в целом.

В чем заключается рациональное потребление?

  1. При выборе конкретного товара потребитель может заранее ознакомиться с информацией об изготовителе, реализуемой им продукции, с основными характеристиками товара. Ознакомившись с данной информацией, потребитель может оградить себя от гринвошинга (Greenwashing (гринвошинг, зелёный камуфляж) — зелёное отмывание брендов, продуктов, сервисов — это любые уловки, которые приводят к тому, что у потребителя складывается ложное представление об экологичности продукта (бренда и т.д.)).
  2. При покупке бытовой техники или любого товара, предполагающего длительную эксплуатацию (мебель, бытовая техника и т.п.), потребитель вправе делать выбор в пользу товаров, на которые установлены более длительные гарантийные сроки, сроки службы.
  3. В случае приобретения товара для однократного использования, возможно ознакомиться с предложениями об аренде/ прокате необходимой вещи.
  4. При приобретении продуктов питания немаловажно оценивать количество приобретаемой продукции, подразумевая безотходное потребление, в данном случае можно упомянуть и разделение отходов/ мусора по видам (пластик, стекло, бумага и т.п.)

В рамках праздника специалистами Роспотребнадзора совместно с Консультационным пунктом для потребителей Белореченским филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» будет проводиться комплекс различных мероприятий: «горячие линии», уроки потребительской грамотности в образовательных учреждениях, потребительское анкетирование жителей Белореченского ,Апшеронского районах, городе Горячий Ключ по теме «Рациональное потребление – это…», обучающие семинары, общественные акции с раздачей информационных материалов, направленных формирование у граждан навыков ответственного и рационального потребления.